?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у thornywolf в Маска Длинноносого Бога
01


      Маски Длинноносого Бога из кости, меди и морских раковин (Busycon) являются артефактами миссисипской культуры (800-1600 гг. н.э.) найденными на Среднем Западе и юго-востоке США. Небольшого размера лица в форме щита с квадратными лбами, круглыми глазами и большими носами различной длинны. Большинство находок Юго-Западного Церемониального Комплекса представляют собой серьги в виде этих лиц.

      Некоторые археологи, в том числе Джеймс Б. Гриффин из Смитсоновского института, считали, что маски Длинноносого Бога свидетельствовали о контакте с Месоамерикой. Они предполагали, что прототипом маски послужил бог ацтеков Якатекутли, чьё имя означает «Владыка, указующий пути». Он считался одной из ипостасей Кецалькоатля. Иногда его называли Якаколиуки, «Тот, у кого орлиный нос» или Якапитцауак (Yacapitzahuac), «Заострённый Нос», и изображали с удлинённым носом. Якатекутли поклонялись «почтека» класс профессиональных странствующих торговцев.



      В 1990-х годах антрополог Роберт Л. Холл (Robert L. Hall) предположил, что маски использовались народами Миссисипи как часть ритуала усыновления, в которых важна роль лидеров (вождей) при фиктивном родстве, призванным укрепить политические союзы и торговые отношения. Холл, эксперт в области индейской системы верований, утверждал, что маски использовались в ритуале для обозначения лиц, соотносящихся с ролью Красного Рога (героя мифологии Виннебаго, известного как «тот, кто носит лица на ушах) и его сыновей.  В одном из мифов индейцев Кэддо «дикий брат» героя Близнеца обладает длинным носом, который волшебным образом был уменьшен знахарем. Это заставляет некоторых исследователей думать, что разная длина носа соответствует этапам инициации: короткий нос в начале церемонии и длинный нос как обозначение полного принятия родства.

      Первая маска Длинноносого Бога была найдена рядом с черепом в могиле Большого Маунда в Сент-Луисе в 1870 году. С тех пор, на территории штатов Алабама, Арканзас, Флорида, Айова, Луизиана, Миссури, Оклахома, Теннеси и Висконсин было обнаружено более двадцати таких артефактов, но большая их часть была обнаружена на территории штата Иллинойс.

prec41-lg

При раскопках кургана Гахаган (Gahagan) в Луизиане в 1939 году, была найдена пара медных масок. Самая длинноносая их них 22.4 см, а вторая 22см в длину.



Meramec27longNoseMaskSMLongNoseGodMaskAlabamaSide04


Частная коллекция Джона Крумма (инициалы JK на образцах, в его коллекции) включает в себя два значимых артефакта обнаруженных при осушении реки Мерамек (Meramec) в 1910-х и 1920-х годах. Наиболее значительным артефактом является маска Длинноносого Бога, вырезанная из куска ракушки. Маска менее 4 см в длину и 3.8 см в ширину. Толщина составляет 2.4 мм. Носовой вырез 2.7см в длину. Выпученные глаза 1 см в диаметре. Вес маски 4.4 грамма. Оригинальный амулет должно быть весил 9 грамм.



longNoseGodMaskFlorida
Маска Длинноносого Бога, изготовленная из меди, обнаруженная в кургане Грант, штат Флорида.
(Вильямс и Коггин 1956: Рисунок 10). Высота 6.6 см, ширина 5.6 см.



longNoseGodMaskWisconsin

Маска Длинноносого Бога, изготовленная из ракушки, обнаруженная в Diamond Bluff, штат Висконсин. Высота 3.8 см, ширина 3.0 см.

LongNoseGodYokumRealSize

Маска Длинноносого Бога, изготовленная из ракушки, обнаруженная Перино в кургане Йокум, графства Пайк, штат Иллинойс.


004.700x700

243506_1000

godmaskbone

godmaskcopperlarge

shellmasktriplefacesm

shellmasks2montana

godmask2longcopper


===========================================================================================

Маска длинноносого бога. Северо-Запад Айова
By Duane C. Anderson

      Маски Длинноносого Бога из Милл Крик северо-запада Айовы, описаны и обсуждаются в свете предыдущих открытий. Маски, найденные в Айове, расширяют ареал распространения этого, уже широко представленного художественного произведения и подчёркивают степень и интенсивность связей между Миссисипи и Милл Крик, подтверждая предположение о тесных контактах между этими областями, связанных с обменом технологиями, материальными благами и культурой. Так же они подтверждают гипотезу о существовании различных культов Длинноносого Бога от юга до севера Прерий.

      Маски Длинноносого Бога были найдены в ряде населённых пунктов «Миссисипского треугольника» (Mississippian Triangle) от Азталана в штате Висконсин, до кургана Гахаган в Луизиане и кургана Грант во Флориде. Как правило, маски характеризуются высоким качеством изготовления и высокой степенью сходства. Лицо в форме щита с большими круглыми глазами, маленькими зрачками и щелью рта. Горизонтальная линия отделяет лоб от головного убора, представленного в виде зубчатой линии.  Все известные маски изготовлены или из морских раковин или листовой меди.

      Вильямс (Williams) и Гоггин (Goggin) в 1956 году были первыми, кто обобщил данные и описал 11 образцов масок. Перино (Perino) в 1966 году описал две маски из графства Сен-Клер, штата Иллинойс. Перино (1967), Барейс (Bareis) и Гарднер (Gardner) (1968) обсудили три образца из округа Пайк, штата Иллинойс. Барейс и Гарднер также описали две маски из графства Фултон, штат Иллинойс. Ещё две коротконосые маски были описаны, одна из раскопок Эммонс, графства Фултон, Иллинойс – Гриффином (Griffin) и Морсом (Morse); вторая была найдена Перино на раскопках Йокем (Yokem) округа Пайк, Иллинойс, где, как полагают, и возникла одна из трёх форм масок. Поскольку форма обеих находок была одинакова,  было выдвинуто предположение о том, что длинна носа зависела от доступности материала из которого изготавливались маски.

      Ритуальные функции масок Длинноносого Бога не известны, но Барейс и Гарднер утверждают, что они были частью «магического комплекта» (medicine bundle), так как были обнаружены в связке с диском из известняка, ракушкой, куском галенита и четырьмя красками. Помимо этого, стало возможным предположить, каким образом носились маски Длинноносого Бога.  Вильямс и Гоггин приводят в пример находку Т.Т. Ричардса (T. T. Richards) - две медные маски «за ушами» скелета взрослого мужчины, захороненного с женщиной на глубине трёх футов в северной части Большого кургана в центре Сент-Луиса, штат Миссури.

      Это предположение о размещении на теле так же подтвердилось изображением маски на ухе в виде украшения, вырезанным на курительной трубке «Большой Мальчик» (Big Boy) из Спиро (Spiro), штат Оклахома.  Подтверждения этой гипотезы находили и после. Перино нашёл пару масок в погребальном захоронении в графстве Сен-Клер и Барейс с Гарднером обсуждали ещё одну пару, найденную в графстве Фултон.

05


      Находка маски Длинноносого Бога на северо-западе штата Айова, расширяет границы этой распространённой художественной формы. Образец Айова был найден членом Северо-Западного Археологического Общества Айова, при раскопке Джонс в Милл Крике, деревни Мидден в графстве Чероки. Однако маска не в полной мере отражает все атрибуты классической формы (рис.1). Фактические размеры по длине маски, ширине и длине носа являются следующими: 45*31*34 мм. Прогнозируемые размеры, должны были составлять, соответственно: 53*42*55мм.

02

Рис. 1. Фронтальный и боковой виды маски Длинноносого Бога  из раскопок Джонса в Милл Крик, Северная Айова.


      Образец из раскопок Джонс имеет небольшой выступ в центральной выемке головного убора и имеет ступенчатую выемку с краю. Так же, он имеет перфорацию, сделанную на лбу, внутри горизонтальной линии, отделяющей голову от головного убора. Несмотря на повреждения в нижней части лица, явно можно различить горизонтальную линию рта. Нос сломан, но, по-видимому, сужался до острого кончика. Эти особенности являются общими для всех, описанных выше образцов. Единственное нехарактерное исключение в маске Айова, это вырез на боковой части лица. Аналогичный вырез так же появляется на маске зарисованной Гриффином и Морсом в 1961-м году.

      Хотя раскопки Джонс не были закончены, и не был проведён радиоуглеродный анализ, находки были отнесены к миллкрикской керамической серии. Незначительное наличие найденных предметов миссисипской культуры не повлияло на определение раскопки Джонс как «чистой» миллкрикской. Таким образом, нет никаких оснований сомневаться в культурной ассоциации этой маски.

      Комплекс Милл Крик датируется 900-1350 годами нашей эры и уже давно известен своей «Старой деревней», влиявшей на регион количеством добываемых морских раковин Marginella, Olivella и Busycon. Наряду с небольшим количеством миссисипских артефактов, в комплексе также находят сиукские (Sioux) фазы влияния. К ним относятся камни «чунки», резная керамика Рэми (Ramey) и керамика Пауэла (Powell Plain pottery); полированные чаши, фигурные чаши, горшки для бобов и катушки для ниток. Хеннинг (Henning) считает, что «Старая Деревня» керамического комплекса была основана в период 1100-1250 гг. н.э. Предположительно, большинство других появились позже этого времени.  Открытие масок Длинноносого Бога в контексте степени интенсивности миссисипско-миллкриковских отношений, подтверждает плотное участие миссисипской культуры в центральных районах Америки в сфере интеграции культуры, технологии и обмена материальными благами.

03

Рис. 2. Контур маски Длинноносого Бога показан на внешней стороне трубчатой ракушки. Противоположная сторона лица показана на внутренней стороне в разрезе (в центре). Маска, представленная ниже, была экспериментально вырезана из большой ракушки по мотивам образца из раскопки Джонса.


      На основании радиоуглеродного анализа масок из кургана Йокем (были найдены три маски с длинными носом и одна с коротким), Перино датирует их изготовление 1200-1300 годами н.э.

      Вильямс и Гоггин, зная о проблемах в интерпретации курительной трубки из Спиро «Большого Мальчика», высказали предположение, что маски Длинноносого Бога появляются в раннем периоде Миссисипи, до развития Южного Культа позднего периода Миссисипи. Гриффин и Морс отвергают любые чёткие временные разделения и рассматривают маски как часть постепенно развивающегося церемониального комплекса, широко распространившегося по восточной части США в течение 500-летнего периода.

      В штате Айова мотивы Южного Культа не были зарегистрированы, несмотря на большое количество проведённых раскопок в Милл Крик. Однако на раскопках Онеота (Oneota) в городе Бастиан, штата Айова и Утз (Utz) в штате Миссури были найдены такие элементы, как плачущие глаза или говорящие символы,
Хотя раскопки Онеота датируются 930 г. н.э., элементы, связанные с Южным Культом, не выходят за протоисторический или ранний исторический период. Это означает, что временное разделение между использованием масок Длинноносого Бога в Милл Крик и включением Южного Культа в культуру Онеота, составляет не менее 200 лет (по данным Вайли (Willey 1966: 310-311) культура Онеота сформировалась только в 11 веке, заменив собой культуру вудланд. Прим. пер.).

      Возможно, Гриффин и Морс правы в предположении, что церемониальный комплекс с участием Длинноносого Бога неуклонно развивался в течение длительного периода времени на востоке, однако, скорее всего, ареал этого развития не достиг восточной границы равнин. На северо-западе штата Айова существует два разных «горизонта» доказательств теории Вильямса-Гоггина. Длинноносый Бог ближнего Миссисипи, представленный раскопками в Милл Крик, появился раньше, чем Южный Культ, явно узнаваемый в находках культуры Онеота.
===========================================================================================

Примечания от меня:

  1. «Магический комплект» (medicine bundle) используется индейцами для исцеления. Состоит из свёртка, сделанного из кожи или шкуры животного, в которых целитель собирает комплект ритуальных предметов: амулеты, травы, камни и другие принадлежности для исцеления. Комплект составлялся в зависимости от силы знахаря и по конкретное заболевание. Комплекты были индивидуальные, родовые и племенные.

medicine bundle



  1. «Чунки» - индейская игра с палкой и круглым камнем с дырой внутри. Круглые камни или кольца катили по земле и в дыру бросали копья. Копьё должно было воткнуться максимально близко к камню, чтобы остановить его. Эта игра была очень популярна в 600 годах нашей эры в регионе Кахокия и игралась на огромных аренах (до 19 га), вокруг которых присутствовало огромное количество зрителей. В более позднее время (после 1500 г. н.э.) эта игра трансформировалась, каменный круг был заменён лёгким кольцом. Этот вариант игры был известен практически  во всей Северной Америке.

Catlin_Tchung-kee,_a_Mandan_Game_Played_with_a_Ring_and_Pole_01

735px-Stone_discoidals_SOMACC_HRoe_2010



Материалы:
http://users.stlcc.edu/mfuller/indianhill.html
http://www.museum.state.il.us/muslink/nat_amer/pre/htmls/miss.html
http://www.mpm.edu//research-collections/anthropology/online-collections-research/aztalan-collection/wisconsin-outpost
http://www.hotcakencyclopedia.com/ho.Redhorn.html
http://www.lithiccastinglab.com/gallery-pages/2005octobergodmaskpage1.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Long-nosed_god_maskette



Profile

indian_land
Индейская Территория

Latest Month

Апрель 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner